Учебники психология отношений
Участников: 2
Страница 1 из 1
Учебники психология отношений
В качестве первичных факторов регулирования рождаемости выделяют социальные и социально-экономические (общее положение дел в стране, в экономике, процессы урбанизации, безработица, неопределенность будущего, военные конфликты и другое). К вторичным относят культурные и демографические факторы (охрана материнства, детские пособия, своевременность их выплаты и размеры, пенсионное обеспечение, экономическая самостоятельность женщины, снижение общей и детской смертности, динамика и образ жизни, изменение в творческой насыщенности труда, возросшие требования общества к качеству работника и личности, степень удовлетворенности досугом, индустрия развлечений и т. д.) В науке существует не единственная точка зрения, что никаких биологических законов, заставляющих человека иметь детей, нет. Инстинкт полового влечения в живой природе имеет единственную цель – размножение, самовоспроизводство. Ни одна самка животных в природе не испытывает оргазм. У человека половое влечение трансформировалось и раздвоилось: с одной стороны, за ним сохраняется целевая репродуктивная функция, с другой, половой акт сам по себе, без целей деторождения, стал для женщины соблазнительным и доставляющим удовольствие. Это привело к тому, что второй аспект стал вытеснять первый: используются противозачаточные средства, прибегают к прерыванию беременности, повторим, что растет добровольная стерилизация. Если бы безотказно срабатывал биологический механизм, то, вероятно, каждая беременность здоровой женщины заканчивалась бы родами, численность детей в семьях была бы намного выше – увы, это не так. По данным О. Здравомысловой, лишь 24% россиянок и 1% шведок согласны с тем, что быть хорошей женой и матерью – главное предназначение женщины. Таким образом, законы деторождения – социальные. Потребность в детях диктуется общественным образом: формируется установка иметь детей; и индивидуальным образом: чадолюбие, установка по отношению к ценности детей, процессу их воспитания и численности. Потребность иметь детей социально-психологическая, моральная по своей сути. Потребность в детях в этом смысле – индивидуальное сочетание различных установок по отношению к детям вообще, обусловленных историей развития личности. Здесь понятие «потребность» совпадает с понятием «чадолюбие». Чадолюбие – результат усвоения человеком положительного отношения к детям, это условно-рефлекторная реакция, привитая индивиду путем социальной тренировки. Бережное отношение к детям – элементарная норма, воплощенная во взаимном уважении в семье, в заботе о воспитании детей. Следует также отличать потребность самого индивида в детях и внутрисемейную (совместную – мужчины и женщины, мужа и жены) потребность в детях. Семья – социальный институт, и ее жизнедеятельность, функции, потребности регламентированы явлениями иного социального порядка, чем действия отдельной личности. Бывает также, что в случае отказа от детей индивид демонстрирует не свою ограниченную потребность в детях, но свое стремление удовлетворить какие-то иные социально-психоло-гические потребности, стимулированные, кстати, обществом. Поэтому уместно иногда говорить не об отсутствии или наличии потребностей в детях, а о силе «конкурирующих» потребностей. Регулирование потребности посредством сознательного ограничения размеров семьи – один из возможных способов удовлетворения прочих потребностей (духовных и материальных) и поддержания их на определенном уровне. Кроме того, рождение ребенка – акт принятия родителями (отцом и матерью совместно) всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Не всякая современная супружеская пара берет на себя эту ответственность. Распространен вариант, когда в семье появляется ребенок и родители сразу же перекладывают заботу о нем на бабушек и дедушек, далее на детский сад, впоследствии на школу. Приведем такой случай. Из военно-спортивного лагеря самовольно ушел подросток. Его долго искали. Не нашли. Обратились к маме, чтобы выяснить круг его друзей, предполагая, что мальчик мог пребывать у них. Мама никакого представления о друзьях сына не имела. Но характерным было ее обращение к руководству лагеря: «Если вы его найдете, не вздумайте привозить домой. Я вам его отдала на 30 дней, вот и будьте любезны, в течение 30 дней больше никаких хлопот мне не доставляйте». Добавим, что не всякая супружеская пара (муж и жена) психологически готова к рождению и воспитанию детей. Представим далее отличия женщин, не желающих иметь детей: – поздний возраст вступления в брак; – среди таких женщин выше процент разведенных, т.е. переживших неудачу в предыдущем браке; – высокий уровень образования, как правило, это женщины высоко интеллектуального или творческого характера труда, имеющие четко выраженные и устойчивые социально-психологические (внесемейные) потребности; – чаще это старшие или единственные дети в семье, рождение («появление на свет») которых плохо отразилось на браке их родителей; – более психически здоровы. (Поясним эту позицию. Дело не в том, что все имеющие детей психически больны. Речь идет о тех случаях, когда неуравновешенная, тревожная женщина, имеющая ряд сложных непроработанных психологических проблем, пытается избавиться от них, «обзаводясь» ребенком. Вариант достаточно распространенный, фраза «заведи себе ребенка» легко узнаваема. Появляется ребенок, но проблемы-то никуда не ушли, более того, теперь они перекладываются на ребенка. Хорошо еще, если он оказывается послушным, нежным, добрым, хорошо учится, всем нравится. Беда начинается, если ребенок оказывается застенчивым, робким, изгоняется детьми из своего сообщества, не нравится учителям, не демонстрирует никаких особых результатов, пассивен, а то и плохо учится, непослушен и пр. Тогда он неминуемо превращается в «ты – мое наказание», он разочаровывает мать тем, что посредством его не удалось решить всего комплекса личностных проблем, они только возросли. В этом смысле высокообразованным, психически полноценным, личностно интегрированным женщинам и рожать бы детей, воспитывать их на радость себе и обществу – ан нет, не тут-то было. Именно они и делают иной выбор, к сожалению, в нередком числе случаев) – более андрогенные женщины; – часто имеющие хорошую, высокооплачиваемую и интересную работу (как, впрочем, и их мужья). Идеология бездетных семей базируется на такой аргументации: – дети мешают супружеским отношениям (эмпирически установлено, что это влияние противоречивое и слабое, т.е. корень не в детях, а в характере самих супружеских отношений);
tuvabsoftchu- Сообщения : 29
Re: Учебники психология отношений
Мария Бутина все обвинения в свой адрес отрицает. Российский МИД выразил недоумение по поводу задержания 29-летней россиянки. Следующее судебное заседание намечено на 24 июля. Если ее вина будет доказана, ей грозит до 15 лет лишения свободы, заключает автор.
TorikK- Сообщения : 48
Re: Учебники психология отношений
Время — 3 часа, 1 раз в месяц. Стоимость — 500 руб. Группа не более 12 человек.
TorikK- Сообщения : 48
Похожие темы
» Семейная психология, Психология отношений, Психологические новости, Статьи по психологии
» Семейная психология, Психология отношений, Психологические новости, Статьи по психологии
» Психология отношений 10
» Вк психология отношений
» Психология отношений 10
» Семейная психология, Психология отношений, Психологические новости, Статьи по психологии
» Психология отношений 10
» Вк психология отношений
» Психология отношений 10
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения